<Mr.ElectroNick>
/* personal website */

День св. Николая

Этот праздник посвящен тому событию, которое совершилось 925 лет тому назад. В этот день 9 мая (ст. ст.) 1087 г. из г. Миры Ликийские мощи святителя Николая были доставлены на юг Италии в г. Бари.

Этот праздник посвящен тому событию, которое совершилось 925 лет тому назад. В этот день 9 мая (ст. ст.) 1087 г. из г. Миры Ликийские мощи святителя Николая были доставлены на юг Италии в г. Бари. Это совершилось при Византийском императоре Алексии Комнине и патриархе Николае Грамматике. Это было непростое время для Византии и для Православия. Византийская империя в это время была в состоянии упадка. В 1034 г. турки овладели Ликийской областью и городом Миры — тем городом, где почивали мощи святителя Николая. Многие православные храмы были разорены и разрушены. Халиф так же хотел надругаться и над мощами Святителя и тем самым нанести оскорбление православным христианам, зная, как они любят и почитают Угодника Божия. Но Господу было угодно избавить святые мощи от поругания. Несмотря на желание халифа, мощи были сокрыты от кощунников. И тогда Святитель в сонном видении явился одному из священников г. Бари и повелел ему отправиться в Миры Ликийские, чтобы оттуда доставить многоценные и мироточащие мощи. То, что мощи мироточили, тогда еще никто не знал, потому что они находились под спудом, в склепе и были плотно закрыты. И вот 47 барийцев, возглавляемые этим священником, отправились в Миры Ликийские.


Это было трудное путешествие, и милостью Божией и молитвами Святителя Господь сподобил путешественников благополучно добраться до места. Конечно, не без хитрости они проникли в храм, где находились мощи, потому что их охраняли, и никто к ним не допускался. Когда была разбита мраморная крышка саркофага, то пред барийцами предстало величайшее чудо: они не только увидели мощи нетленными, но увидели, их плавающими в жидкости, от которой исходило неземное благоухание, в одно мгновение наполнившее весь храм и распространившееся по всему городу. Барийцы усмотрели в этом особое благословение Святителя на перенос своих мощей в г. Бари. Предание гласит о том, что множество чудес было совершено Николаем Угодником во время перенесения его мощей: множество болящих духовно и физически получили полное исцеление от недугов. И именно в этот день 925 лет назад святые мощи величайшего Чудотворца, мироточивые, нетленные, многочудесные, были положены в г. Бари в Свято-Никольском храме. Многие православные имели и имеют возможность посещать это святое место, откуда и сегодня во все уголки земли доставляется миро (или манна). И мы имели величайшее счастье в наш зимний престольный праздник за елеопомазанием получить благословение от самого святителя и чудотворца Николая, потому что в елей было добавлено миро от мощей Святителя.


Святитель блаженно почил в 342 г. или по другим источникам — в 343 г. Это — середина IV века. Во 2-й половине XI века произошло перенесение его мощей. Прошло столь много времени — сотни лет, а люди не просто помнят, не только знают, но каждодневно обращаются к этому величайшему Угоднику Божию. Стираются из памяти людской имена политиков и вождей, философов и ученых, а имя Николая Чудотворца живо и по сей день в сердцах людей, и не только православных. В чем же причина, в чем заключается его величие? Когда вчера мы совершали память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и произносили его имя, то отчетливо представляли перед собой действительно великого человека. Он являлся наперсником Самого Христа, возлюбленным Его учеником. Им написано Евангелие, три Соборных послания и Апокалипсис. Его называют Апостолом Любви. Сам Господь назвал его Воанергесом — Сыном грома. А в чем величие святителя Николая, который был архиереем, одним из многих и многих, и служил в маленьком провинциальном городишке, да и литературно-духовного наследия после себя не оставил? И, тем не менее, мы говорим, что Святитель является одним из величайших угодников Божиих. Почему так? Да потому, что вся его жизнь была, есть и будет (я не ошибся, сказав так, — для Бога нет мертвых, для Бога все живы) самоотверженной состраждущей любовью, которая, по апостолу Павлу, «милосердствует, не превозносится, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине и никогда не перестает» (см. 1Кор. 13,4-8). Мы из опыта своей личной жизни знаем, как быстро откликается святитель Николай на наши молитвы, как он приходит с помощью к нам в самых различных наших жизненных ситуациях, даже тогда, когда нет особой надежды на помощь. Мы знаем это не только из чьих-то рассказов, не только из прочитанных книг, а, прежде всего, из своей личной жизни.


«Правило веры и образ кротости» — это слова тропаря святителю Николаю. По-гречески это звучит так: «Канона пистеос ке икона праотитос». Даже не зная этого языка, легко можно распознать два хорошо знакомых нам слова — «канон» и «икона». Что такое канон? Это слово взято из строительной практики. Это — отвес, по которому строители выверяют точную вертикаль стены. В церковной жизни канон — это правило, по которому живет Церковь. И вот святитель Николай — это правило, эталон, тот идеал, на который мы должны ориентироваться и сверять по нему свою жизнь. «Икона» в переводе с греческого означает образ. Каждая икона являет нам образ святого, который при жизни стал образом Божиим и достиг того, к чему и мы призваны. На иконах святые обязательно обращены к нам лицом. Редко можно увидеть изображенного на иконе святого в профиль. Почему так? Да потому, что святой — это человек, который раскрыл свой потенциал во всей своей полноте и этой полнотой, этим богатством может делиться с каждым, кто молитвенно обращается к этому святому. Святые смотрят на нас, и в их лицах мы узнаем лик Христа, а в лике Христа — лик Божий. Обратите внимание, все святые чаще всего изображаются с каким-либо предметом. Святитель Николай изображается с Евангелием, и это свидетельствует о том, что он достиг святости именно на пути исполнения евангельских заповедей. Он сверял свою жизнь с Евангелием, подобно тому, как строитель выверяет вертикальное положение стены отвесом — каноном. Для него Евангелие было жизненным каноном. Именно поэтому его жизнь стала столь прекрасной, полноценной и подлинно христианской и явила образец того, какой должна быть жизнь христианина. И для нас Святитель — и канон, и икона, то есть и правило, и образ.


Источник: «ВРЕМЕНА — история цивилизации день за днем»


[http://vakh.online.com.ua/date/may/22a.shtml]